"Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным."
Блез Паскаль
Элементы игр, которые лежат в основе занимательной математики и активно используются для подготовки к Олимпиадам, могут иметь форму головоломки, состязания, ошибочного рассуждения и обычной математической задачи с «секретом». Такие «игры» способствуют развитию интереса к математике, разностороннему раскрытию способностей ребёнка.
ГОЛОВОЛОМКИ О РЫЦАРЯХ И ЛЖЕЦАХ Это не простые, но веселые задачи. Они учат логически рассуждать и нестандартно мыслить.
Задачи о рыцарях и лжецах – разновидность математических задач, в которых фигурируют персонажи:
Лжец или плут, вампир, сумасшедший, оборотень – человек, всегда говорящий ложь. Рыцарь - человек, всегда поступающий правдиво и правильно. Решение подобных задач обычно сводится к перебору вариантов с исключением тех, которые приводят к противоречию.
ТЕОРИЯ ИГР Теория игр – это сравнительно новое направление в математике, своим развитием во многом обязанное Джону фон Нейману (1903-1957). В качестве фундамента используются матричные методы и теория вероятностей. Задача теории игр заключается в поиске оптимальных стратегий, участникам приходится выбирать из некоторого числа альтернативных вариантов поведения, каждый из которых приводит к определенным последствиям, более или менее предпочтительным для игроков.
В модели игры подробно описываются потенциальные результаты, на которые могут рассчитывать игроки, и указывается, как следует действовать игроку, чтобы получить наилучший результат с учетом возможных действий оппонентов.
ЗАДАЧИ НА ПЕРЕЛИВАНИЕ Для их решения мы знакомим ребят с различными способами решения логических задач: метод подбора, метод таблиц, метод граф, метод бильярда и др.
На практике знакомство с различными способами решения задач развивает логическое мышление, показывает вариативность путей решения конкретной задачи. Выбор оптимального способа или применение нескольких методов при решении задач на переливание поможет расширить кругозор и развить мышление.